Мушкетер, шпага и… мопед
Театр Геннадия Чихачёва показал на фестивале «Видеть музыку» свою последнюю премьеру, выпущенную незадолго до его открытия
Бестселлер «Три мушкетера» Александра Дюма переведен на 75 языков мира, экранизирован в кино и телесериалах десятки раз, а число театральных инсценировок вообще не поддается исчислению. И вот симпатичные герои романа запели в мюзикле – жанре, победительно шествующим ныне по сценам России. Произошло это в Москве, в скромном «районном» музыкальном театре под руководством Геннадия Чихачёва.
Этот коллектив, активный и по-хорошему амбициозный, настойчиво ищет свой репертуарный путь, для себя создавая сценические произведения в совместной работе с авторами, некоторые из которых постоянно сотрудничают с театром. К таковым относятся и авторы мюзикла «Три мушкетера».
Лев Яковлев, один из постоянных драматургов театра, в своем либретто не слишком скрупулезно следует первоисточнику. Некоторые придумки либреттиста остроумны и логичны – как, например, появление среди действующих лиц герцогини де Шеврез и мадам Кокнар, в романе Дюма лишь упоминаемых, как возлюбленные героев. Эти новые персонажи, особенно мадам Кокнар, наделены и музыкальными номерами, и активным действием.
Композитор Владимир Качесов – давний и преданный автор театра. Его музыка очень театральна и всегда мастерски оркестрована. В новом мюзикле много красивых и мелодичных номеров, а некоторые даже тянут на шлягер, как, например, лейтмотивный марш «Мушкетер и шпага».
Постановка Геннадия Чихачева весьма динамична, отличается высоким ритмом, даже стремительностью действия, в ней много интересных режиссерских находок. Так, очень экспрессивна сцена казни миледи, где та исчезает, проваливаясь в «преисподнюю». Но самая изюминка постановки – это использование «табуна» электрических мопедов в роли кавалерии. Появление героев на этих суперсовременных транспортных средствах вначале вызывает некоторый шок, потом улыбку, а затем к ним привыкаешь, оценив остроумную смелость постановщика. Атаки сверкающих машин в сочетании со световым фейерверком создали впечатляющую картину сражения при Ла-Рошели.
Сценография спектакля (художник-постановщик Елена Бочкова) скромна и лаконична, – металлическая конструкция с лестницами, дополняемая проекциями на заднике. Ее, размещенную на сценическом поворотном круге, изобретательно использовал режиссер, но все же драматургический материал и музыка позволяли блеснуть более ярким декоративным оформлением.
Решение образов главных действующих лиц спектакля – мушкетеров Атоса, Портоса, Арамиса и «примкнувшего к ним» д'Артаньяна, в общем, находится в русле характеристик, данных в романе Дюма. Ярко, даже озорно играет юного гасконца Константин Скрипалёв. Со своего первого появления на детском самокате (остроумная аллегория старой лошадки) он вызывает живую симпатию зрительного зала. Артист словно купается в своей роли, и в искрометных фехтовальных эпизодах, и в лирических сценах, и дуэтах с возлюбленной Констанцией. Хорошо звучат у Скрипалёва и обаятельной Натальи Ребровой их вокальные партии.
Функцию идейного лидера мушкетеров – благородного Атоса – Станислав Якубовский выполняет полностью, он убедителен во всех сценах, дружеских или конфликтных, в музыкальных номерах прекрасно звучит его голос красивого тембра. Что касается наделения Атоса еще и функцией комментатора и рассказчика событий, то это, на наш взгляд, вряд ли уместно. Лучше было бы передать политические комментарии и сюжетные связки (если таковые вообще здесь нужны) особому персонажу.
Еще один мушкетер – Арамис в исполнении Сергея Рязанова – преодолевает некоторую ограниченность драматургического материала и хорошо дополняет тройку друзей. К сожалению, этого нельзя сказать о Портосе; способный актер Вадим Поповичев все же далек от устоявшегося представления об этом могучем образе.
Роли тайно влюбленных Анны и Бэкингэма исполняют Наталья Замниборщ и Андрей Пляскин. Очень разные по фактуре, они составляют колоритную пару. Свои сцены они играют всерьез, переживают и волнуются, но невольно воспринимаются с некоторой долей юмора, смешанной с сочувствием их незадачливому роману.
«Отрицательные герои» мюзикла – зловещая Миледи (Зинаида Громоздина) и кардинал Ришелье (Юрий Красов) – вполне адекватны и узнаваемы, но их роли выглядят все же служебными и иллюстративными, ибо основная стихия спектакля лирическая, и в нем ощутимо превалирует романтическая тема борьбы влюбленных за свое счастье. Эту тему масштабно укрупняют и оркестровые эпизоды, которые, как и вокальные номера, увлеченно и темпераментно проводит музыкальный руководитель постановки дирижер Владимир Янковский.
Новый мюзикл «Три мушкетера» открывает новую сцену Музыкального театра под руководством Геннадия Чихачёва. Есть основания ожидать появления в его новом сценическом пространстве новых масштабных постановок. Тому залогом и обновленная, увеличившаяся труппа – теперь даже с балетом!
Григорий СПЕКТОР