Лауреаты премии «ЛЕГЕНДА» 2023
Галина Семеновна ЗАЙЦЕВА

Народная артистка РФ Галина Семеновна Зайцева училась на вокальном отделении Свердловского музыкального училища (класс педагога Р. Х. Герцман), которое окончила в 1970 году. В 1970―1971 годах Галина Семёновна работала в музыкальном лектории Свердловской областной филармонии. В 1971 году поступила в Уральскую государственную консерваторию имени М.П. Мусоргского, которую окончила в 1976 году (класс профессора М.Г. Владимировой). С 1976 года после окончании вокального факультета Галина Семеновна Зайцева стала солисткой оперы Челябинского театра оперы и балета им.М. Глинки, на сцене которого исполнила более 35 партий, среди которых ― Джильда («Риголетто»), Оскара («Бал-маскарад»), Розина («Севильский цирюльник»), Арсена («Цыганский барон»), Адель («Летучая мышь») и другие.

Галина Семеновна Зайцева ― профессор, заведующая кафедрой вокального искусства Челябинской государственной академии культуры и искусств.

В 2000―2015 годах ― председатель Челябинской организации Союза театральных деятелей, академик Петербургской академии наук и искусств, в 2003 году была назначена художественным руководителем оперной труппы Челябинского театра оперы и балета.

Награждена знаком отличия «За заслуги перед Челябинской областью», получила звание заслуженной артистки РСФСР, народной артистки РФ, профессор, Почетный гражданин Челябинска, действительный член Петровской академии наук и искусств.

Сергей Васильевич ВИКУЛОВ

Народный артист СССР Сергей Васильевич Викулов окончил Ленинградское хореографическое училище в 1956 году по классу Ф. Балабиной. В1956-1988 годах на сцене Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова исполнял ведущие партии в балетах «Жизель» (Альберт, Классический дуэт); «Раймонда» (Жан де Бриен), «Лебединое озеро» (Зигфрид), «Баядерка» (Солор), «Спящая красавица» (Дезире, Голубая птица); «Бахчисарайский фонтан» (Вацлав); «Ромео и Джульетта» (Ромео, Меркуцио, Парис); хореографические миниатюры Л. Якобсона «Вечная весна», «Конькобежцы». Первый исполнитель партии Родриго в балете В. Чабукиани «Отелло».

В 1977 году окончил кафедру хореографии Ленинградской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова по классу К. Сергеева, в 1984-1989 годах там же преподавал предмет «искусство хореографа». Поставил одноактные балеты «Кориолан» на музыку Л. ван Бетховена (Ленинградский «Камерный балет» под руководством П. Гусева, 1966), «Классическая симфония» (ЛАХУ им. Вагановой, 1977) и ряд концертных номеров.

В труппе «Манила-балет» (Филиппины) помимо концертной программы, представленной в 1996 году, поставил свои версии балетов «Тщетная предосторожность» (1998) и «Ромео и Джульетта» (2001).

Неоднократно проводил мастер-классы: в Джексоне (США), Нагое (Япония), Хельсинки (Финляндия), Афинах (Греция).

В 2000 году в Шведском королевском балете являлся ассистентом постановки балета «Жизель».

С 1998 года балетмейстер-репетитор Мариинского театра. Среди его учеников: Виталий Амелишко, Ярослав Пушков, Александр Романчиков.

Народный артист РСФСР, Лауреат премии имени Вацлава Нижинского и Международного конкурса артистов балета, обладатель Медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Рауфаль Сабирович МУХАМЕТЗЯНОВ

С 1981 г. является директором Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. За 40 лет театр под началом Рауфаля Мухаметзянова стал одним из ведущих российских центров музыкального искусства.

В 1988 г. Р.С.Мухаметзянов реформировал художественно-административную структуру театра, впервые в России ввел должности художественных руководителей оперы и балета.

В 1982 г. стал инициатором проведения и организатором оперного фестиваля им. Ф.Шаляпина. Появившись в ранге всероссийского, в 1991 г. фестиваль получил статус международного.

В 1987 году в Казани был основан фестиваль классического балета (с 1992 года - международный). В 1992 году по приглашению Р.Мухаметзянова столицу Татарстана дважды посетил Рудольф Нуриев. 21 мая 1992 года Нуриев продирижировал в Казани спектаклем «Щелкунчик», после чего дал согласие на то, чтобы казанский балетный форум носил его имя.

Международный оперный фестиваль им.Ф.И.Шаляпина и Международный фестиваль классического балета им.Р.Нуриева как основоположники фестивального движения в России по праву вписаны в историю развития мирового музыкального театра.

В конце 1980 – начале 1990-х гг. Рауфаль Мухаметзянов первым в России создал художественно-административную модель театра, объединяющую распространенную в Европе систему Stagione и традиционный для России репертуарный театр.

Конец 1990-х гг. в репертуарной политике был ознаменован серией «переносов» постановок и декорационного оформления спектаклей, вошедших в золотой фонд музыкально-театрального искусства («Борис Годунов» и «Царская невеста» в оформлении Ф.Федоровского, «Кармен» - А.Головина, «Пиковая дама» - В.Дмитриева, «Аида» - Е.Чемодурова и др.).

С начала 2000-х гг. Рауфаль Мухаметзянов одним из первых в стране стал налаживать творческие контакты с зарубежными постановочными группами из Италии, Франции, Великобритании, Германии, Королевства Нидерланды. В 2005 году театр был капитально реконструирован, установлено современное световое, звуковое оборудование, модернизирована машинерия сцены, благодаря чему появилась возможность создавать высокотехнологичные, эффектные постановки.

С 1993 года театр проводит ежегодные международные турне балетной и оперной труппы по странам Западной Европы (Королевство Нидерланды, Бельгия, Германия, Швейцария, Франция, Великобритания, Люксембург, Дания, Испания, Португалия и др.), давая за рубежом более 120 спектаклей в год.

Рауфалем Мухаметзяновым была выдвинута идея формирования репертуара по принципу антологии, когда основой его становятся шедевры мирового музыкального театра, русская классика, а также выдающиеся произведения композиторов Татарстана.

С начала 2000-х годов по инициативе Р.С.Мухаметзянова театр инициирует создание татарстанскими авторами новых музыкально-сценических произведений. С начала 2000-х годов по заказу театра был написан целый ряд произведений – это балеты «Сказание о Йусуфе» Л.Любовского и «Золотая Орда» Р.Ахияровой, оперы «Любовь поэта» о жизни Габдуллы Тукая и «Сююмбике» Р.Ахияровой.

Наряду с постановкой классических оперно-балетных названий и работой над национальным репертуаром, театр периодически обращается к поиску новых форм, создавая масштабные полистилистические полотна, кросс-жанровые постановки. В 2015 году на сцене театра состоялась премьера спектакля «Даруй нам мир» на музыку Мессы си минор И.С.Баха, в 2020-м – «И воссияет вечный свет» на музыку Реквиема В.А.Моцарта (в обоих случаях режиссером и хореографом выступил народный артист СССР Владимир Васильев).

В 2016 году по инициативе Президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханова на базе театра стал реализовываться новый проект - фестиваль татарской песни «Узгереш жиле».

Рауфаль Мухаметзянов – заслуженный работник культуры России, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан. За заслуги в области развития театрального искусства награжден Орденом Дружбы, орденом «За заслуги перед Республикой Татарстан», орденом «Знак почета». Лауреат приза «Душа танца» в номинации «Рыцарь балета», учрежденного журналом «Балет» (1996); победитель российского конкурса «Менеджер года» (2002) в номинации «Культура», учрежденного Международной Академией менеджмента. Лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая (2015).

Леонид Анатольевич СМЕТАННИКОВ

Народный артист СССР Леонид Сметанников окончил Саратовскую консерваторию им. Собинова в 1971 году (класс профессора А. И. Быстрова). В 1968 году начал работать в Саратовском театре оперы и балета имени Н. Г. Чернышевского, где стал солистом оперы и исполнил Елецкого в «Пиковой даме», Журана в «Чародейке» П. И. Чайковского, Игнатьева в «Якове Шибалке» А. Ленского, Фигаро в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини. Много выступал с сольными концертами.

В 1973 году стал лауреатом Всесоюзного конкурса профессиональных исполнителей советской песни (Минск), Х Всемирного фестиваля молодежи и студентов (Берлин), VI Всесоюзного конкурса вокалистов имени Глинки (Кишинёв).

Сметанников был одним из первых исполнителей песни «День Победы» и исполнил ее на съемках передачи «Голубой огонек» в канун 9 мая 1975 года.

В 1977 году был приглашен в Саратовскую консерваторию в качестве преподавателя кафедры сольного пения, а в 1989 году утвержден в звании профессора.

За более чем 40-летний период своей творческой карьеры Л. А. Сметанников спел в более чем 900 спектаклях, принял участие в тысячах концертов в стране и за рубежом, выпустил 5 сольных пластинок с записями арий, романсов, русских и советских песен, снялся в трех музыкальных фильмах, являлся постоянным гостем на радио и телевидении.

Среди его партий в театре: Роберт («Иоланта» П. И. Чайковского), Эскамильо («Кармен» Ж. Бизе), Петруччио («Укрощение строптивой» В. Шебалина), Онегин «Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Сильвио («Паяцы» Р. Леонкавалло), Орловский («Летучая мышь» И. Штрауса), Алеко («Алеко» С. Рахманинова), Рене («Граф Люксембург» Ф. Легара) и многие другие.
Гастроли певца прошли в США (1997—2000, 2001—2005).
В 2005 году состоялся гастрольный тур Сметанникова, приуроченный к 60-летию Великой Победы. Выступления прошли на Мамаевом кургане в Волгограде и на Красной площади в Москве.

Заслуженный артист Каракалпакской АССР, Заслуженный артист РСФСР, Народный артист РСФСР, Народный артист СССР, обладатель Ордена «Знак Почёта», Ордена Дружбы, звания
«Почётный гражданин Саратова», Почётного знака губернатора Саратовской области.
Владимир Георгиевич УРИН

В 1971 окончил Ленинградский государственный институт культуры им. Н.К. Крупской (режиссерский факультет). В 1985 окончил Государственный институт театрального искусства (ГИТИС-РИТИ, театроведческий факультет).

Начал свою театральную деятельность в 1973, став директором ТЮЗа г. Кирова. В 1981 переехал в Москву, где возглавил Кабинет детских и кукольных театров ВТО (ныне — Союз театральных деятелей России), занимавшийся организацией специализированных творческих лабораторий, семинаров, фестивалей. Принимал самое деятельное участие в организации и проведении в Москве Всемирного Конгресса АССИТЕЖ, одновременно являясь членом оргкомитета конгресса и директором Всесоюзного фестиваля детских театров, который проводился в рамках Конгресса.

В 1987-1996 дважды избирался Секретарем Правления СТД России, одновременно выполняя штатные обязанности заместителя Председателя СТД России (1981-1991) и первого заместителя Председателя СТД России (1991-1996). Среди основных проектов, осуществленных Владимиром Уриным в эти годы — Международный фестиваль театральных школ «Подиум» (1989, 1991, 1993, 1995), Российско-американский театральный фестиваль «Байкал — Мичиган» (первый в России), ежегодная мастерская драматургии «Щелыково — авторская сцена». При СТД России в это время были созданы «Творческие мастерские», объединившие молодых режиссеров экспериментального направления, организован выпуск российско-французского журнала «Сцена», посвященного проблемам сценографии и театральной технологии. Владимиром Уриным была задумана и реализована идея учреждения национальной профессиональной премии в области театра — «Золотая маска».

В 1995 стал генеральным директором Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Под его руководством разработана и воплощена в жизнь идея кардинальной реконструкции здания театра.

В 1997 стал генеральным директором Международных фестивалей современного танца, проводимых Музыкальным театром совместно с культурными центрами и посольствами стран Европы, Канады и США.

В июле 2013 назначен генеральным директором Большого театра.

В ноябре 2018 введен в состав Совета по культуре и искусству при президенте РФ и утвержден в качестве члена президиума.

Заведующий кафедрой менеджмента и продюсирования исполнительских искусств Школы-студии МХАТ, профессор.

Имеет ряд профессиональных наград, среди которых приз «Душа танца» журнала «Балет», Премия Дягилева «За вклад в развитие современного танца в России», Международная премия имени К. С. Станиславского «За вклад в развитие российского театрального дела», театральная премия «Хрустальная Турандот» «За честь, достоинство и служение зрителю». Обладатель звания «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации», звания Офицера Национального ордена Почетного Легиона (Франция), ордена Почета, ордена Восходящего солнца III степени (Япония).
Николай Иванович ХОХОЛКОВ

Народный артист РСФСР Николай Иванович Хохолков служит в Иркутском областном музыкальном театре с 1961 года. Итогом более чем шестидесяти лет работы Н.И. Хохолкова стало создание больше 270 ролей.

Много лет Николай Иванович выступал на сцене в амплуа опереточного простака: Бони в «Сильве», Тони в «Принцессе цирка», Адоляр в «Голубой мазурке», Наполеон в «Баядере» и т.д. Значительное место его в репертуаре занимали парни из советских оперетт и музыкальных комедий, моряки, летчики, полярники и спортсмены. С возрастом становились старше и его герои. По-настоящему раскрылся незаурядный драматический дар артиста в создании таких образов как Фальк в «Летучей мыши», Стефан в «Цыганском бароне», Дулиттл в «Моей прекрасной леди», Вадим Петрович в «Дачном романе», Стешка в «Бабьем бунте», Микич в «Хануме», первосвященник Кайафа в рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда», государственный канцлер Елизаветы I в опере «Две королевы».

С концертами и спектаклями артист с коллегами объездил всю Иркутскую область.

На протяжении ряда лет Николай Иванович Хохолков возглавлял профсоюзный комитет театра, был председателем Иркутского отделения Союза театральных деятелей.

В 1991 году за высокие заслуги в развитии театрального и музыкального искусства Н.И. Хохолкову было присвоено почетное звание «Народный артист РСФСР», а в 2005 году Николай Иванович стал Почетным гражданином Иркутской области. Награжден орденом РСФСР «Знак Почета», а также знаком отличия «За заслуги перед Иркутской областью».
Александр Владимирович ЧАЙКОВСКИЙ

Александр Чайковский окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории (класс фортепиано Генриха Нейгауза и Льва Наумова) и консерваторию по специальностям «фортепиано» (класс профессора Льва Наумова) и «композиция» (класс профессора Тихона Хренникова, у которого затем продолжил обучение в аспирантуре).

Среди сочинений Чайковского – 14 опер, в том числе «Один день Ивана Денисовича» по повести А. Солженицына, «Легенда о граде Ельце, деве Марии и Тамерлане», «Альтист Данилов» по роману В. Орлова, «Ермак»; камерные оперы «Царь Никита и его сорок дочерей», «Мотя и Савелий», «Король шахмат»; для детей – «Р. В. С.», «Второе апреля», «Верность», мюзикл «Жизнь и необыкновенные приключения Оливера Твиста»; оперетты; три балета («Ревизор», «Броненосец Потемкин», «Дама пик»); семь симфоний (две последние написаны в 2020 году) и другие партитуры для симфонического оркестра; оратории «К солнцу» на стихи Ф. Тютчева, «От имени земного шара» на стихи И. Сельвинского, «В душе моей» на стихи В. Высоцкого, «Русский реквием» для солистов, хора и оркестра, «Государево дело» (к 400-летию Дома Романовых); 12 концертов для солирующих инструментов с оркестром (фортепиано, скрипки, альта, виолончели, контрабаса, фагота и др.); струнные квартеты, фортепианные трио, фортепианный квинтет, хоровые и вокальные произведения, музыка к теле- и радиоспектаклям, кинофильмам, театральным постановкам.

Произведения Александра Чайковского исполняли оркестры под управлением Мариса Янсонса, Валерия Гергиева, Владимира Федосеева, Михаила Плетнёва, Юрия Башмета, Саулюса Сондецкиса, Александра Дмитриева, Владимира Зивы, Александра Сладковского; солисты Ефим Бронфман, Александр Слободяник, Алексей Гориболь, Виктор Третьяков, Михаил Гантварг, Юрий Башмет, Давид Герингас, Борис Андрианов, «Вермеер-квартет», Trio Fontenay, «Терем-квартет», многие другие прославленные исполнители и коллективы.

Его сценические сочинения ставились в Мариинском театре, Камерном музыкальном театре имени Б. А. Покровского (ныне Камерная сцена Большого театра), Детском музыкальном театре имени Н. И. Сац, Московском театре оперетты, Пермском и Красноярском театрах оперы и балета, Театре музыкальной комедии Санкт-Петербурга, Театре оперы и балета в Братиславе и др.

Александр Чайковский – лауреат международного композиторского конкурса на Холлибушском фестивале в Нью-Джерси (США, 1985, I премия), композитор-резидент и участник многочисленных фестивалей в России и за рубежом. С 1977 года ведет класс композиции в Московской консерватории (профессор, с 1997 года – заведующий кафедрой сочинения композиторского факультета). В 2001–2002 гг. – приглашенный профессор Санкт-Петербургской консерватории, в 2004–2008 гг. – ректор СПбГК.

Председатель и член жюри композиторских и исполнительских конкурсов. В 2016 и 2020 годах был председателем жюри Всероссийского музыкального конкурса по специальности «орган». В 1993–2002 гг. – советник по репертуару Мариинского театра. С 2003 года – художественный руководитель Московской государственной академической филармонии.

Александр Чайковский уделяет много внимания общественной деятельности. С 1973 года – член Союза композиторов СССР. В 1985–1990 гг. был секретарем Союза композиторов СССР по работе с творческой молодежью. Входил в Секретариат Союза композиторов России. В настоящее время – Почетный Президент СКР. Вице-президент РАО.

Народный артист России (2005). Лауреат Премии Правительства РФ за оперу «Легенда о граде Ельце» (2016), Премии Москвы в области литературы и искусства (2011), Премии имени Д. Д. Шостаковича Союза композиторов России (2011). Награжден орденом Дружбы (2016), Почетной памятной медалью «Тихон Хренников – 100 лет со дня рождения», медалью «За достижения в искусстве» Социалистической Республики Вьетнам (2014). Трижды удостоен премии газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Композитор года».