Тюляк, брат Садко
Оперная студия Казанской консерватории исполнила на фестивале «Видеть музыку» оперу «Тюляк» татарского композитора-классика Назиба Жиганова, открыв москвичам фундамент татарской оперной традиции
Этот спектакль, показанный на сцене Детского музыкального театра имени Наталии Сац, стал редкой для столичной публики возможностью познакомиться с одним из ключевых произведений национальной музыкальной культуры. Важно также, что он предоставил московскую площадку целой плеяде молодых певцов из Татарстана, вокальная школа которого набирает все большее влияние на лучших оперных сценах мира.
Опера «Тюляк» была написана Назибом Жигановым в 1945 году на либретто поэта и фольклориста Наки Исанбета. Разумеется, неоднократно ставилась, но особый интерес представляет опыт, осуществленный в Казанской консерватории в апреле 2017 года, а затем повторенный в июне 2019-го, в программе XIV театрального фестиваля тюркских народов «Науруз» на открытой сцене у озера Кабан в Казани.
Вряд ли большинство читателей знает это произведение, поэтому расскажу канву действия. Молодой человек в современной одежде – очевидно, таким представляют нам постановщики образ ученого или поэта, реконструирующего национальные предания, – рассказывает завязку легенды, которая тут же оживает на сцене. Хан Алимбек сзывает воинов на соревнование, победителю которого достанется рука его прекрасной дочери Аембикэ. Неожиданно победу над знатным Сатрланом одерживает его совсем не знаменитый брат по отцу Тюляк, выросший среди простолюдинов. Кичливый Сартлан, да и сам хан, придравшись к формальности, не признают итог поединка.
Тюляк, вынужденный скрываться бегством, останавливается на отдых у горного озера и видит игры волшебных цветов, один из которых оборачивается русалкой Су-Слу. Убежденный, что Аембикэ отнята у него навсегда, Тюляк соглашается пойти за ней в подводный мир. А вот Аембикэ не покорилась судьбе, раздобыла воинское снаряжение и во главе таких же вооруженных подруг отправилась на выручку любимому. Подоспевший с монгольскими союзниками Сартлан развязывает битву, в которой Аембикэ получает смертельное ранение. Устремившийся на помощь Тюляк бросает подводное царство, несчастная Су-Слу хочет быть вместе с ним, однако на суше превращается в туман. Тюляк убивает Сартлана, но теперь ему остается лишь тосковать по утраченной любимой.
Красивый сюжет, в котором можно видеть отголоски реальной борьбы Волжской Булгарии с монгольскими завоевателями (а заодно и параллели с русской оперной мифологией – «Садко», «Китежем»), дает богатую почву для музыкальной драмы, полной лирико-эпических мелодий и красочных темброво-гармонических находок. В мелодическом отношении особенно красив дуэт Тюляка и Аембикэ из второй картины. В нем, как, впрочем, и в других эпизодах оперы, получили хороший шанс продемонстрировать свои вокальные и актерские данные обладательница очень легкого сопрано Айгуль Гардисламова и имеющий столь же подвижный тенор Ильгиз Мухутдинов. Сумрачные краски баритоновой партии Сартлана убедительно передал в начальной сцене второй картины Руслан Закиров. Но, пожалуй, самое яркое впечатление оставила исполнительница роли Су-Слу, этой татарской Волховы (и немножко Снегурочки, и немножко Шемаханской царицы) Сюмбель Киямова. Этот голос, я уверен, были бы рады слышать на многих серьезных сценах мира.
Ведущие роли рельефно оттенила многообразная работа хора – смешанного в народных сценах, женского в фантастических эпизодах (хормейстер Гульназ Акбарова), а также хореография Лауры Хасаншиной.
Оценить качество оркестра, ведомого дирижером Ринатом Халитовым, слушатели смогли уже в увертюре, галопирующий ритм которой энергично ввел в атмосферу легендарного сюжета. Интересно, что коллектив смешанный, но в нем естественно сочетаются звучания как национальных (струнная думбра, тальян гармун – разновидность гармоники), так и европейских (медные духовые) инструментов,
Спектакль режиссера Евгения Артамонова красив и визуально – особенно эффектны костюмы Булата Ибрагимова. Декорации, правда, скромны, сводясь в основном к видеопроекции пейзажей Татарстана и памятников его древности – но ведь работа студенческая, и у нее, понятно, свои рамки.
Кстати, в нынешнем году фестиваль «Видеть музыку» впервые включил в афишу студенческие спектакли, и это существенное пополнение. Думаю, нынешний визит в Москву сотни молодых татарстанских артистов и постановщиков – важное событие на пути выстраивания единого музыкально-театрального пространства России во всем многообразии его спектра и внутренних перекличек.
Сергей БИРЮКОВ