Незнайка и Муравей
На фестивале «Видеть музыку» показали спектакли «Живого театра» из Екатеринбурга
Созданный 5 лет назад композитором Александром Пантыкиным «Живой театр» занимает особую нишу: именно там самый юный зритель – от нуля и старше – может увидеть в почти домашней обстановке спектакли по своему возрасту. Театр неизменно следует концепции: только живой звук и непосредственное музыкальное исполнение, только современные авторы и оригинальные музыкальные спектакли, только динамичные и интерактивные постановки.

Это не первый приезд уральской передвижной труппы на фестиваль: два года назад она уже успешно гастролировала на сцене Камерного театра имени Покровского. Теперь на сцене московского детского театра Эстрады вниманию аудитории были представлены два спектакля: «Незнайка в царстве малюток» и «Муравей по имени Бигги».

Немногим известно, что Незнайка впервые появился на страницах литературы не у Николая Носова, а у канадского писателя и иллюстратора Палмера Кокса. История получила продолжение: уже в начале ХХ века русская писательница Анна Хвольсон создала, по мотивам иллюстраций, свою версию сказки, которую два года назад умело переработал в либретто Сергей Пантыкин – единоличный автор спектакля, композитор и режиссер-постановщик. Согласно авторской ремарке, спектакль «Незнайка в царстве малюток» – это музыкальная сказка для трех фантазеров и ансамбля в одном отделении. И действительно, фантазии в этом закрученном сюжете не занимать. Покой и размеренность Царства малюток нарушает лентяй и хулиган Незнайка (Алексей Сидоркин) по прозвищу «Пустая голова». После очередной проделки Незнайку, с целью перевоспитания, отправляют жить в лес, где юный смутьян попадает в круговорот событий и проходит ряд испытаний. На его пути встречаются персонажи добрые и злые: волшебница Лесунья, принцесса Калибри и мудрый правитель края земли Чи-ка-чи. Действие музыкального спектакля предельно насыщенно, концентрация событий чрезвычайно велика. Перед глазами юных зрителей разворачивается настоящий экшн, что, несомненно, вызывает восторг. Посыл сказки не лишен ироничной, но доброй назидательности: ведь воспитательную задачу театра никто не отменял. В режиссерском решении Сергей Пантыкин придерживается идеи интерактивности – герои спектакля находятся в постоянном контакте с юными зрителями, которым иногда приходится и героев поддержать, и пословицу рассказать.

Во второй день «екатеринбургского театрального уикенда» был показан одноактный мюзикл Александра Пантыкина «Муравей по имени Бигги» – история в литературном отношении более оригинальная. Над пьесой работал сам композитор в содружестве с Сергеем Пантыкиным и Евгенией Ходыревой. Сюжет вдохновлен китайскими и японскими сказками. Юный зритель, побывавший накануне в стране малюток, попадает в страну Травяную, обитатели которой – очаровательные насекомые: бабочка Лю-Дзинь (Екатерина Стенникова), комарик-зануда Зузузу (Алексей Сидоркин) и работяга муравей Бигги. Вся история разворачивается под бдительным присмотром сэнсэя – мудрого жука Вити. Каждый маленький ребенок мечтает однажды вырасти, и сделать это как можно быстрей. Вот и муравей Бигги, страдая, что из-за своего маленького роста не может найти друзей, прибегает к разным хитростям. Малютка муравей то раздувается до невероятных размеров, вызывая смех окружающих, то становится на ходули-табуретки, но после схватки с пауком и освобождения своих друзей из плена он понимает, что большим можно стать, только совершая большие поступки.

Музыка Александра Пантыкина отличается образной яркостью и характерностью, а также доходчивостью при относительной сложности современного музыкального языка. То и дело слышны отголоски композиций Pink Floyd, приемы минималистов ХХ века.

Сценографическое решение Ивана Мальгина и Елены Чирковой с огромными растениями немного отсылает нас к наивному искусству, а костюмы персонажей порой напоминают анимационные фильмы «Ниндзяго». Чего только стоит костюм паука, решенного в стиле ниндзя Кая, а внешний облик дяди Вити напоминает японского самурая.

В спектакле «Незнайка в стране малюток» художник по костюмам Мария Масловская, напротив, придерживается единого стиля: все персонажи, включая сидящих на сцене музыкантов, одеты в джинсовые комбинезоны. Спектакли сопровождает небольшой инструментальный ансамбль, что придает им камерную, домашнюю атмосферу. Режиссура Сергея Пантыкина наглядна, иллюстративна и «разговаривает» с юным зрителем на доступном ему языке.

Эти две предельно камерные музыкальные истории, которые можно смотреть на расстоянии вытянутой руки (в Екатеринбурге их играют в зале на 50 мест), прозвучали очень свежо и вызвали непосредственную реакцию не только у маленьких зрителей, но и у их родителей, в очередной раз доказав, что у «Живого театра» спектакли действительно живые!

Татьяна ТХАРЁВА

Пожалуйста, свяжитесь с нами
Если у вас есть какие-либо вопросы
Пресс-секретарь АМТ
Надежда Дараган
ndaragan@mail.ru
+7 916 519 67 50
Санкт-Петербург, ул. Галерная 32, оф. 23
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности