Лаконичны и просты декорации Сергея Новикова. На сцене самое необходимое. Стол, на котором, словно на жертвеннике, возвышается фигура Настасьи Филипповны. Прозрачная, стеклянная дверь, в финале предстающая вратами между мирами, за которыми исчезает Настасья Филипповна, уводимая маленькой светлой Девочкой в мир иной. Напрасно в нее ломится бедный, истерзанный князь Мышкин. Живым туда дорога заказана …
Просты и символичны костюмы – красное платье Настасьи Филипповны, черный небрежный наряд Рогожина, серо-белый костюм князя Мышкина. Они слегка историчны и абсолютно современны. В них легко танцевать – в балете очень сложная хореография, труднейшие дуэты и ансамбли в стиле Бориса Эйфмана, оказавшего сильное влияние на молодое поколение хореографов. Используя некоторые его приемы и подсказки, Калинина создала совершенно самостоятельный спектакль. Как и у Эйфмана, у нее в спектакле четыре главных героя – князь Мышкин, Настасья Филипповна, Рогожин, генеральская дочка Аглая. Хореограф ввела в балет и другие персонажи. Появились три хрупкие девушки – нищенки. Одна из них умирает на руках князя Мышкина. Ломается, словно она не человек, а кукла, с которой беспощадно обошлась безжалостная жизнь. Впервые князь знакомится со смертью.
Счастливое детство, любящих родителей, своего совратителя Тоцкого вспоминает в угарных видениях несчастная Настасья Филипповна. Этот иллюстративный эпизод помогает понять сюжет не знающим роман Достоевского, но, несомненно, тормозит действие. Как и мимолетные сцены в доме генерала Епанчина, показ его семейства, жены, дочерей. Все это несколько ослабляет динамику первого действия, отвлекает внимание от главных героев, придает спектаклю черты «драмбалета».
В омском «Идиоте» четверо героев. Меньше всего внимания хореограф уделяет Аглае. Она проходит рационально проведенной «побочной темой» в этом квартете страстей и страданий, веры и безверия, милосердия и издевательств, жизни и смерти. Хотя балет, как роман Достоевского, называется «Идиот», в центре фигура несчастной, истерзанной Настасьи Филипповны. Ее очень ярко, с трагическим надломом танцует Нина Маляренко. Ни одного внеомоционального па, ни одного проходного эпизода или пустого взгляда. В настоящем аду проходит ее жизнь, в метаниях между духом и плотью, князем Мышкиным и Рогожиным. Рогожина она ненавидит, Мышкина не может погубить. Символичен очень сильно поставленный массовый эпизод перед ее предполагаемым венчанием с князем, который проходит под звон церковных колоколов.
Присутствующие подсознательно проявляют и религиозный экстаз, и нехристианское презрение к падшей женщине. Одетая в белое подвенечное платье, «бедная Настя» бесконечно одинока и презираема толпой. Люди ей никогда ничего не простят, как великосветское общество Анне Карениной – ее роман. Таким героиням дорога только в смерть. Из-под венца бежит Настасья к Рогожину, зная, что ее ждет …
Ярко, яростно танцует Рогожина Валентин Царьков. Он подобен лютому зверю, который никогда не отпустит свою жертву. Настю он любит страстной, но темной, звериной, эгоистичной любовью. Жаждет ее тела, ее плоти. Если не иначе, он смертью навеки привяжет ее к себе. (Возникают невольные ассоциации с Кармен и Хозе). Их трагедия, их отношения вполне современны. О подобных криминальных историях каждый день вещает телевидение, пишет интернет. Ничего не изменилось со времен Достоевского.
Сложнее всего в балете Андрею Матвиенко – князю Мишкину. Сегодня редко встречаются люди чуткой души, светлой ауры, способные всех любить, всем прощать, всех спасать. Они есть, но их так мало! Князь замкнут в своем мире, своих переживаниях. Мир ужасен и страшен. Не в силах одного человека спасти его. Но спасать надо. Этим сознанием высшего христианского долга проникнут его образ. И только приступ болезни позволяет угадать всю бездну его безмолвных страданий …
Есть в балете персонаж, которого нет у Достоевского, называющийся просто – Девочка. Она появляется в начале балета и сопровождает князя Мышкина. Возникает в важных и значимых эпизодах, а в финале уводит Настасью Филипповну в мир иной … Постановщики не объясняют, кто она. Ангел-хранитель Мышкина? Его душа, как у невинного ребенка, о чем пишет Достоевский? Или светлый образ мира горнего, спустившийся на нашу грешную землю и грустно созерцающий происходящее?
Хотя есть в балете отсылки к историческому прошлому, он о современности – наших страхах, страданиях, грехах. О поисках пути, спасении души, смерти и бессмертии. Искренний, эмоциональный, профессиональный, заставляющий задуматься и сопереживать, а не только восхищаться стерильной правильностью позиций, чистотой па, что так часто бывает.
Виолетта МАЙНИЕЦЕ