Героиня Загоринской в программке названа только по имени, но речь вполне недвусмысленно идет о Терезе Стратас. Они с Отсом познакомились в начале 60-х на сцене Кировского театра, где выступали вместе в «Евгении Онегине», и история их несостоявшейся любви – возможно, в чем-то вымышленная – становится сквозной сюжетной линией спектакля, посвященного, по словам Дмитрия Бертмана, «вынужденному одиночеству гения».
Наталья Загоринская – удивительная певица и актриса. И именно ее работа стала для меня едва ли не главным откровением спектакля. Она, конечно, нисколько не похожа на реальную Терезу Стратас, и вообще являет собой совершенно иной актерский психотип, скорее уж близкий к другой знаменитой гречанке, Марии Каллас. Наверное, еще и поэтому ее героиню назвали просто Терезой, тем самым как бы подчеркивая, что речь идет не столько о конкретной личности, сколько о неком собирательном образе. В «Мистере Георге Отсе» мы не только видим, но и слышим прежнюю Загоринскую, способную дать фору многим сугубо драматическим артисткам и как мало кто владеющую искусством ворожить интонацией, идущей из самых сокровенных душевных глубин. И если этому художественному эффекту способствует подзвучка, позволяющая, не заботясь о силе звука, полностью отдаться музыкально-художественным задачам, то, значит, спасибо подзвучке. Обычно в «Геликоне» ее практически не используют, но «Мистер Георг Отс» ведь создавался изначально для открытой сцены фестиваля «Оперные дни на Сааремаа», и в дальнейшем его планируют играть на разных других, включая и вовсе не имеющие естественной акустики, а потому и для московских представлений не стали ничего в этом плане переделывать.
В отличие от обычной геликоновской практики, в этом спектакле задействован лишь один-единственный состав, в котором кажется просто невозможным кого-либо заменить.
Алексей Исаев снайперски точен в актерском рисунке роли Агента КГБ, в которой у него как бы присутствует и нечто от образа Яго и вместе с тем некий душевный надлом. Рене Соом и Хейли Вескус, чьи персонажи выполняют в основном повествовательную функцию, прекрасно вписались в геликоновский ансамбль, а их эстонский язык нисколько не препятствует взаимодействию с русскими коллегами. Заметны – пусть даже в совсем небольших ролях – работы Ларисы Костюк (сеньора Аббати), Майи Барковской (Илона) и Ксении Лисанской (Аста).
В успехе спектакля есть, безусловно, заслуга и дирижера-постановщика Валерия Кирьянова, немало сделавшего для того, чтобы музыка живая и звучащая в записи образовали единое целое, и художника-постановщика Ростислава Протасова, и всей постановочной команды. Но, конечно, в первую очередь, самого Дмитрия Бертмана. На мой взгляд, это – одна из лучших его работ в нынешнем десятилетии. Примечательно, что, как и еще одна, она связана с Эстонией. Еще одна – это «Фауст» Гуно, в 2012 году поставленный в театре «Эстония», а в 2016-м приезжавший на гастроли в Москву.
Уместно, кстати, напомнить, что с тех гастролей ведет отсчет возобновление регулярных культурных контактов между Эстонией и Россией. Сам Бертман много и плодотворно сотрудничал с Эстонией и прежде, но вот на официальный уровень эти отношения вышли именно тогда – во-многом как раз благодаря его усилиям. Нынешним летом на премьеру «Георга Отса» в Сааремаа даже приезжала президент Эстонской республики. В Москве никого из высшего истеблишмента на премьере замечено не было – да оно и к лучшему: нездоровый ажиотаж и повышенные меры безопасности (без чего прекрасно обходятся в маленьком, но гордом балтийском государстве) легко могли бы разрушить особую атмосферу этого спектакля.
Дмитрий МОРОЗОВ