Куда двигаться детскому театру?
18 сентября в стенах Детского музыкального театра имени Наталии Сац прошел круглый стол на тему: «Как ставить и что показывать на больших сценах репертуарных театров для современной детской аудитории». Модераторами были директор РАМТа Софья Апфельбаум и завлит Свердловского театра музыкальной комедии Елена Обыденнова. Круглый стол затронул как актуальные вопросы качества музыкального и драматургического материала спектаклей для детей, так и подходы современных режиссеров к постановке детских спектаклей. Выступавшие высказали немало интересных мыслей и наблюдений, но при этом лишь немногие из них говорили, действительно, по заявленной теме, в то время как остальные занимались преимущественно самопрезентацией (что, впрочем, в некоторых случаях тоже было не лишено определенного интереса). Среди тех, кто затронул темы, волнующие всех причастных к проблемам театра для детей, был известный уральский поэт и драматург Константин Рубинский. Мы попросили его поделиться своими впечатлениями.
Д.М.
Основный круг проблем, обозначенный в самом начале художественным руководителем Театра имени Наталии Сац и фестиваля «Видеть музыку» Георгием Исаакяном, касался актуальности материала для детей с учетом того, как быстро меняются дети в современном мире, как трансформируются и расширяются их проблемы и запросы. Отношение к детям и у нас постепенно начинает меняться – взрослые все больше видят в них отдельные, самостоятельные личности, пытаются наладить диалог как с равными, не боясь говорить о современных болевых точках. Сегодня премии имени Г.-Х. Андерсена и А. Линдгрен получают авторы, не боящиеся говорить с детьми о вещах, о которых умалчивали ранее: проблемах смерти, усыновления, перемены гендерных ролей, толерантности, одиночества… Причем говорят о них очень талантливо, открыто, светло, не пряча голову в песок, не сюсюкая с детьми и не уходя во «взрослый» пессимизм.
Тема, обозначенная завлитом Свердловского академического театра музыкальной комедии Еленой Обыденновой, формулировалась как «Спектральный анализ детского репертуара музыкальных театров России».
Это был очень любопытный «срез» детских спектаклей на сценах страны, который помог выяснить, что, как правило, театрам не хватает современного музыкального и драматургического материала. Причем, если музыкальный материал может быть написан современным автором, то драматургический базируется на произведениях как минимум полувековой давности, а то и больше. На мой взгляд, это продиктовано тремя причинами:
а) боязнь перешагнуть за рамки привычного и непререкаемого авторитета классики; б) брендовость и «раскрученность» старого названия (билет в театр ведь покупают ребенку родители);
в) материальный вопрос по уплате дополнительных процентов со сборов авторам оригинальных произведений – тех, что не перешли в разряд общественного достояния.
Кроме того, на взгляд автора этих строк, многим просто не очень знакомы произведения современной детской литературы. По словам Георгия Исаакяна, у него в рабочем шкафу лежит двадцать вариантов музыкального спектакля «Маленький принц», написанных современными авторами. Такое ощущение, что мировая детская литература остановилась в начале двадцатого века, и максимум, что известно людям из современных книг – «Гарри Поттер». Моя задача состояла в том, чтобы сделать краткий обзор примеров таких книг, обратить внимание на современных и зарубежных российских авторов, которые могут быть адаптированы для театральной сцены и успешно поставлены. В пример я приводил «Маму-кот» Максима Леонидова, актуальную, добрую и современную детскую сказку, а также произведения таких современных авторов, пишущих для детей, как Фрида Нильсен, Гюс Кейер, Анна Старобинец, Даниэль Пеннак и др. Осознание того, что в детском музыкальном театре литературный материал, история, нарратив – если не главное, то уж по крайней мере, первооснова, на мой взгляд, необходимо для понимания, куда двигаться детскому театру в целом.
Константин РУБИНСКИЙ