ЛАУРЕАТ ПРЕМИИ "ЛЕГЕНДА-2022"
Борис Ейфман
Борис Яковлевич Эйфман – основатель и бессменный руководитель Санкт-Петербургского государственного академического театра балета, один из наиболее авторитетных хореографов мира. В его творческом списке – более 50 постановок.

Борис Эйфман родился в Сибири в 1946 году. В 1972 году окончил балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории. В 1977 году создал собственную труппу – Ленинградский «Новый балет», сегодня известную миллионам зрителей как Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана. Концепция коллектива была достаточно смелой: он создавался как авторский, режиссерский театр, экспериментальная лаборатория одного хореографа.

Уже первые спектакли труппы – «Двухголосие» и «Бумеранг» – принесли Театру зрительский успех и заставили критиков говорить о новых тенденциях в российском балетном искусстве. В период конца 1970-х – начала 1980-х годов в Театре вырабатывается собственный подход к формированию репертуара. В афише появляется все больше балетов, драматургической основой которых становятся произведения мировой классической литературы. Хореограф и его характеризующаяся особым пластическим мышлением труппа осваивают новые жанры. Создаются спектакли, отличающиеся остротой хореографического рисунка, который передавал предельный накал страстей героев: «Поединок», «Идиот», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Легенда», «Двенадцатая ночь», «Мастер и Маргарита», «Убийцы» и другие.

Сегодня Театр балета Бориса Эйфмана известен любителям танцевального искусства Северной и Южной Америки, Европы, Азии, Австралии своими спектаклями «Красная Жизель», «Русский Гамлет», «Анна Каренина», «Евгений Онегин», «Роден, ее вечный идол», «По ту сторону греха», «Реквием», «Up & Down», «Чайковский. PRO et CONTRA», «Эффект Пигмалиона», «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана», «Чайка. Балетная история» и другими. Эти снискавшие всеобщее признание работы не только представляют на самом высоком художественном уровне достижения современного российского балета, но и приобщают аудиторию к бессмертному духовному наследию отечественной и мировой культуры, вдохновляющему хореографа и его артистов.

Стремление труппы Бориса Эйфмана вовлечь своих зрителей в неисчерпаемый мир человеческих страстей, установить с публикой живые духовные связи, ошеломить ее яркостью и динамизмом пластического языка – все это определило тот успех, который на протяжении уже нескольких десятилетий сопровождает выступления Театра на ведущих сценических площадках мира.

Эйфман – хореограф-философ. Его волнуют проблемы современности и тайны творчества. Художник откровенно говорит со зрителем о самых сложных и волнующих сторонах человеческого бытия, определяя жанр, в котором он работает, как «психологический балет». Газета The New York Times называет Бориса Эйфмана лидером среди ныне живущих балетмейстеров: «Балетный мир, находящийся в поиске главного хореографа, может прекратить поиск. Он найден, и это – Борис Эйфман».

Спектакли хореографа перенесены на сцены Берлина, Вены, Варшавы, Братиславы, Неаполя, Риги, Буэнос-Айреса, Монтевидео, Токио, Сеула, Астаны и других городов.

С 2013 г. по настоящее время Борис Эйфман является руководителем балетной секции ежегодного Санкт-Петербургского международного культурного форума, в рамках которой было организовано в общей сложности более 20 разноплановых мероприятий, собиравших ведущих представителей современного мира танца из России, США, Великобритании, Италии, Китая и других стран.

В 2011 году Правительством Санкт-Петербурга было принято решение о начале строительства Академии танца Бориса Эйфмана, инициатором создания которой выступил хореограф. В сентябре 2013 года Академия – балетная школа инновационного типа, чья деятельность направлена на воспитание универсальных танцовщиков третьего тысячелетия, – начала свой первый учебный год. В 2021 году состоялся первый в ее истории выпуск.

В 2019 году был открыт Театр Академии танца – уникальная сцена для проведения фестивалей, конкурсов, спектаклей.

Также в ближайшие годы в Санкт-Петербурге должен появиться Дворец танца Бориса Эйфмана, который призван стать одним из мировых центров танцевальных искусств.

Создание оригинального балетного репертуара современной России на базе традиций отечественного психологического театра, поиск и развитие новых форм хореографического искусства XXI века, духовно объединяющих зрителей разных стран мира, – основные составляющие творческой миссии Бориса Эйфмана и его труппы.

Премии и награды (выборочно): народный артист России (1996), кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV (2003), III (2007), II (2012) и I (2021) степеней, Ордена Почета (2016), лауреат Государственных премий Российской Федерации в области литературы и искусства 1998 и 2017 годов, Премии Правительства Российской Федерации 2011 года в области культуры; офицер французского ордена Искусств и литературы (1999), командор ордена Заслуг перед Республикой Польша (2003), кавалер Ордена Почета (Армения, 2016, Молдавия, 2017); обладатель почетного знака «За заслуги перед Санкт-Петербургом» (2011), звания «Почетный гражданин Санкт-Петербурга» (2021), лауреат премии правительства Санкт-Петербурга в области культуры и искусства за 2016 и 2018 годы; лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» (1996, 1999, 2016), Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» (1995, 1996, 1997, 2001, 2002, 2005, 2007, 2010, 2012, 2015, 2016, 2020, 2021).